Рэмбо или Терминатор, кофе или чай, интернет-магазин или маркетплейс — это вечные вопросы, у которых нет правильного ответа. У всего есть преимущества и недостатки, требующие внимания. В этой статье мы разберем плюсы и минусы двух самых популярных методов продаж.
Плюсы интернет-магазина
Перечислим несомненные преимущества продаж через свой сайт для малого и среднего бизнеса:
Доступ к информации. Продавая через свой сайт, вы получаете полную статистику по клиентам. На основе актуальных данных появляется возможность быстро реагировать на изменения рынка. Доступ к информации позволяет управлять вовлеченностью покупателя, влиять на его заинтересованность в покупке.
Цена. Устанавливайте свои цены, ни под кого не подстраиваясь. Прямые продажи позволяют ориентироваться только на экономические условия рынка, отбрасывая лишние расходы на посредников.
Всё внимание на мне. Покупатель не увидит на вашем сайте предложения других интернет-магазинов. Это снижает шанс импульсивной смены своего выбора и повышает средний чек.
Связь с брендом. Доверие и лояльность к компании в современном бизнесе играют важную роль. Общаясь с клиентом напрямую, вы создаете эмоциональную связь человека с брендом.
Минусы интернет-магазина
Прямые продажи не лишены ряда недостатков:
Затраты на рекламу. Продажи сильно зависят от рекламы, поэтому солидный кусок бюджета постоянно уходит на раскрутку бренда. Особенно заметно это в начале продвижения бизнеса.
Ответственность за доставку. Придется самим заключать договоренности со службами доставки, или организовывать работу собственных доставщиков.
Забота о клиентах 24/7. Компания берет на себя все спорные моменты, возникающие при работе. Все претензии, недопонимания и работа с клиентами ― целиком на плечах бренда. В этих реалиях бренд вынужден постоянно следить за качеством сервиса, обучать сотрудников умению грамотно работать с посетителями сайта.
Техническая поддержка. Большинство покупателей ценят в интернет-магазине круглосуточную доступность. Некоторым фирмам приходится нанимать ночных менеджеров и работников технической поддержки.
Плюсы маркетплейса
Продажа через маркетплейсы имеет ряд преимуществ:
Аудитория. Миллионы людей каждый день сразу отправляются покупать товары в маркетплейсы, минуя традиционный поисковые запросы. У вас появляется шанс сразу показать свой товар огромной аудитории.
Раскрутка. В поисковой выдаче крупные маркетплейсы занимают лидирующие места по названиям товаров.
Базовый кредит доверия. Прежде чем попасть в маркетплейс, компания проходит модерацию маркетплейса. Если клиент видит продавца на этой крупной площадке, то автоматически воспринимает компанию, как серьезную организацию, а не бизнес-однодневку.
Возможность быстрого роста продаж. Огромный трафик и спрос позволяют качественному продукту быстро становиться востребованным у покупателей.
Не нужно общаться с клиентами. Маркетплейсы ведут клиента с момента захода на площадку до получения товара. Продавцу остается лишь снабжать клиента качественными товарами.
Минусы маркетплейса
Перечислим подводные камни сотрудничества с маркетплейсом:
Правила. Большие торговые площадки устанавливают свои правила и при отказе продавца их выполнять легко могут заморозить или даже заблокировать его.
Комиссия. С каждого проданного товара вы платите комиссию маркетплейсу. С точки зрения средней прибыли, выгоднее продавать напрямую, без посредников. Продавцы компенсируют свои потери за счет повышенного спроса и большой аудитории маркетплейса, но далеко не у всех это получается.
Нет связи с покупателем. Покупка через маркетплейс не будет ассоциироваться у клиента с вашим брендом, это обычное обезличенное приобретение нужного товара, без привязки к бренду.
Конкуренция. Вам придется сталкиваться с огромным количеством конкурентов на одной площадке. Иногда конкурентные войны доходят до абсурда и магазины специально сильно занижают цены. Другим продавцам тоже приходится это делать, от чего страдает прибыль.