Увольнение ключевых сотрудников способно выбить из колеи любой бизнес в любой сфере, в том числе и в интернет-торговле. «Подстелить соломку» и застраховать компанию от этого риска поможет заранее подготовленный кадровый резерв ― перспективные сотрудники, способные рано или поздно занять ключевые должности. В государственных учреждениях создание такого резерва регламентировано законом. В коммерческих компаниях решение о необходимости кадрового резерва принимается по усмотрению руководства, однако в долгосрочной перспективе он обеспечит стабильность работы компании, а в определённый момент может даже стать спасением для компании. Рассмотрим основные шаги, необходимые для создания кадрового резерва.
Первый шаг в создании кадрового резерва — определить должности, на которых будут находиться специалисты в долгосрочной перспективе. Как правило, кадровый резерв готовят для ключевых руководящих позиций в компании. Всё зависит от масштаба предприятия, его сферы деятельности и планов на будущее. Например, если компания планирует масштабироваться и выходить на мировую торговлю, то ей потребуется мультиязычный сайт и руководитель, курирующий продажи на новом рынке. Формирование кадров для таких новых должностей должно происходить заранее.
Создание кадрового резерва начинается с оценки текущих сотрудников и выявления тех, кто обладает потенциалом для руководящей должности. Кроме оценки кандидатов собственными силами, есть смысл подключить к этому процессу профессиональных аудиторов.
Определив потенциальных кандидатов, необходимо разработать индивидуальные планы развития для каждого из них. Обучение включает в себя стажировки, менторинг (приставление к сотруднику наставника), проектные работы и другие формы развития, направленные на расширение компетенции кандидата для будущей должности.
Важно систематически оценивать прогресс каждого кандидата в кадровом резерве. Это делается через регулярные отчеты о производительности, обратную связь от менторов и руководителей, а также сопоставление достигнутых результатов с ожиданиями и целями.
Сотрудники с лучшими показателями получают должность и начинают исполнять новые обязанности. Длительность процесса адаптации к новым условиям у каждого индивидуальна. Задача руководителей ― помогать каждому специалисту на новом месте, следить за его результатами и работать с ошибками.
Создание кадрового резерва — непрекращающийся процесс. Он должен быть неотъемлемой частью общей стратегии управления персоналом организации. Если компания большая, то на каждую ключевую должность должен быть кандидат, способный в любой момент заменить действующего сотрудника на этой должности.
Создание кадрового резерва требует времени, усилий и стратегического подхода, но это инвестиции, которые оправдают себя в будущем. Правильно сформированный кадровый резерв обеспечивает стабильность, развитие и конкурентоспособность организации в условиях быстро меняющегося бизнес-окружения. Помните, что успешная подготовка кадрового резерва требует поддержки руководства, систематического подхода и стратегического видения на долгосрочную перспективу.