Закажите сайт по телефону 8-800-5555-864

Проще прокормить. Содержание сайта может свести на нет его выгоды

Источник: Купи Продай

В одном из июльских номеров «КП» мы публиковали доклад Анатолия Денисова, главного редактора журнала CMS Magazine, на тему важности выбора системы управления сайтом. В продолжение темы «КП» предлагает читателям ознакомиться с мнением Сергея Котырева, гендиректора компании «Юмисофт», по поводу того, из чего складывается стоимость владения сайтом и как просчитать ее до того, как придется тратить большие суммы на эксплуатацию ресурса.

После создания

Сергей Котырев подчеркивает, что между стоимостью приобретения (создания) сайта и стоимостью его владения (эксплуатации) есть принципиальная разница, так как сайт с экономической точки зрения является активом компании, а следовательно, требует затрат на свое существование. Иными словами, можно создать (купить) ресурс задешево, но потом тратить значительно больше на поддержание его в рабочем для бизнеса состоянии. Потому имеет смысл просчитать стоимость владения сайтом (СВС), то есть все затраты на обеспечение его эффективной работы, перед его приобретением.
Эксперт отмечает, что профильные издания предлагают довольно много информации относительно цены создания ресурса, но данные о расходах на его содержание найти практически невозможно. Потому Сергей Котырев предлагает посчитать примерные суммы расходов на эксплуатацию двух самых распространенных типов ресурсов – корпоративного сайта и интернет—магазина.

Для простоты в расчет принимаются только две самых очевидных составляющих СВС — расходы на труд сотрудников и на хостинг. Средняя цена разработки корпоративного сайта в Москве составляет около 150 тыс. руб., интернет-магазина — около 500 тыс. руб. (по данным агентства «Кинетика», для Барнаула эти суммы равны 100 и 500 тыс. руб. соответственно). Цены берутся из прайсов зарекомендовавших себя на рынке студий.
На поддержание основных бизнес-процессов корпоративного сайта уходит не так много ресурсов: периодическая публикация новостей, рассылки, учет и анализ статистики, обновление контента, модерация комментариев — вот, пожалуй, основные работы. На их выполнение уйдет примерно треть месяца работы одного человека.

При эксплуатации интернет-магазина количество бизнес-процессов и их трудоемкость значительно выше. Помимо вышеназванных, это обновление каталога товаров, обработка заказов, документооборот, складской и бухгалтерский учет и так далее. Этим, по мнению эксперта, должны заниматься как минимум двое человек.

При стоимости труда одного сотрудника в 30 тыс. руб. в месяц (цифра «Кинетики» для Барнаула с учетом налогов и прочих выплат) и цены хостинга (для корпоративного сайта 250 руб./мес., для интернет-магазина — 2,5 тыс. руб./мес.) годовая стоимость владения ресурсами равна 111 и 750 тыс. руб. соответственно. То есть, получается, что поддерживать сайт в рабочем состоянии в течение года обходится дороже, чем создать его.

Статьи расходов

Сергей Котырев перечисляет следующие моменты, которые могут влиять на СВС:
Мультисайтовость. Речь идет о количестве сайтов, которые можно создать, купив одну лицензию у производителя CMS (система управления сайтом). Так, у многих компаний со временем возникает необходимость в нескольких сайтах. Каждый из них может иметь собственный адрес (доменное имя), дизайн, структуру, контент на разных языках. Наиболее экономично и рационально – управлять всеми сайтами компании силами одного сотрудника, из одного административного интерфейса, в рамках одной лицензии на CMS и одного хостинга.

Некоторые производители CMS выдают за мультисайтовость возможность сделать только два сайта на одну лицензию, или сделать версию сайта на другом языке. Тогда каждый следующий ресурс или даже языковая версия потребуют покупки новой лицензии, хостинга и настройки. При этом редактору сайтов придется переключаться между разными административными интерфейсами, чтобы добавить на все сайты одинаковую новость.
Функциональность. Интегрируемость. По мере развития сайт может обрастать дополнительными опциями, такими как: рассылки, форумы, фотогалереи, каталоги товаров и так далее. Растущему ресурсу потребуется возможность интеграции с системами складского и бухгалтерского учета, документооборотом и так далее. Возможностью добавлять недостающие функциональные модули, а также настраивать работу с популярными сервисами («1С:Предприятие», «Яндекс. Маркет» и т. п.) обычно обладают промышленные CMS. А если у движка нет таких опций, то их доработка может стоить почти столько же, сколько создание готового сайта.
Труд работников. От того, насколько интерфейс системы управления сайтом понятен и дружелюбен пользователю, зависят расходы компании на сотрудника, который отвечает за поддержку ресурса. Так, для работы на некоторых CMS сотруднику придется пройти курс обучения длительностью в несколько дней, а на некоторых движках можно научиться работать за два-три часа.

К тому же от удобства CMS зависит количество времени, потраченного на регулярное обновление содержимого ресурса. Так, чтобы опубликовать новость на сайте или поменять цену в каталоге, одна система потребует от редактора всего трех-четырех кликов мышью в интерфейсе, идентичном привычному MS Word. Другая CMS для выполнения той же задачи запустит «мастер добавления контента» со множеством настроек, работа которого потребует 20-30 кликов мышью и вчетверо больше времени.

Хостинг. Он может обойтись в несколько раз дороже, если CMS сайта требует больше ресурсов, чем стандартно выделяет провайдер, или имеет проблемы с производительностью. Если в работе CMS не возникает трудностей, то стоимость специализированного тарифного плана, который хостинг-провайдеры обычно предоставляют создателям популярных движков, составляет 250-350 рублей в месяц. Если система имеет проблемы с производительностью и повышенную ресурсоемкость, провайдер может повысить цену до 1200-1500 руб./мес.
Таким образом, попытка сэкономить на разработке сайта может многократно увеличить будущие расходы. Рационально сосредоточиться не на минимизации затрат на разработку, а на уменьшении будущих расходов на владение сайтом.

Роль управленца

Один из фундаментальных факторов, влияющих на СВС, — система управления сайтом — CMS. Существует не менее десятка современных языков программирования, на которых написаны CMS. Рациональным языком, минимизирующим затраты на разработку и развитие сайта, будет тот, который при сравнимых возможностях имеет максимальную распространенность среди разработчиков и низкую стоимость специалистов, подчеркивает Сергей Котырев. В последние годы таким языком является PHP5, а языком шаблонизатора — XSLT. Следует избегать малопопулярных технологий из-за риска потерять значительные ресурсы на поиске нужных специалистов или переносе сайта на более распространенную платформу.

Существует четыре основных вида CMS:

  • коммерческий отчуждаемый программный продукт (коробочное или промышленное ПО);
  • свободный (бесплатный) продукт, развиваемый сообществом разработчиков (Open Source);
  • внутренняя разработка веб-студии;
  • CMS вообще не используется.

При прочих равных условиях стоимость владения сайтом будет минимальной при выборе первого варианта и максимальной при выборе двух последних.
Это объясняется тем, что коммерческие CMS гарантируют владельцу сайта поддержку, решение проблем, подготовку и подбор исполнителей. Свободное ПО распространяется без поддержки и гарантий со стороны разработчика. Все связанные с этим затраты ложатся на владельца.
Внутренние CMS студий могут поддерживаться и развиваться только при продолжении сотрудничества с ними, а чаще всего даже с программистом, создавшим движок.

Алена Нестеренко