Системы управления сайтом и критерии их выбора: юзабилити, стоимость, функционал

Источник: CMSList.ru

Системы управления сайтом и критерии их выбора: юзабилити, стоимость, функционал

Сайт сегодня — один из мощных инструментов решения бизнес-задач. CMS помогает сайту решать эти задачи эффективнее. По определению CMS должна облегчать процесс управления сайтом и сокращать расходы на его поддержку. Однако современный тренд на рынке CMS – облегчать также и процесс создания сайта. В погоне за этим трендом разработчики нередко забывают о первой и основной задаче. В итоге — на рынке множество продуктов, созданных «разработчиками для разработчиков», а пользователь остается «в пролете».

CMS своим рождением были призваны упростить жизнь владельцам сайтов. С появлением CMS у клиента появилась возможность самостоятельно управлять сайтом, отпала необходимость доверять управление сторонней компании-разработчику или нанимать дорогостоящего специалиста с техническими знаниями, нацеленного на решение только одной задачи — обновление сайта. С наличием удобной и понятной CMS сайтом может управлять любой сотрудник компании, даже «гуманитарий», не имеющий специальных знаний и навыков, а при небольшом объеме обновления нет необходимости выделять под управление сайтом отдельную штатную единицу.

Владельцы сайтов сегодня еще недостаточно информированы при выборе CMS. В этой ситуации разработчик зачастую способен манипулировать клиентом, вынуждая его принимать свои условия. Вот основные факторы, усложняющие выбор системы управления сайтом:

  • Нет жестких факторов ценообразования — стоимость CMS нередко зависит от прихоти разработчика. Клиент может получить продукт сомнительного качества по завышенной цене.
  • Клиент «не знает, чего хочет» — то есть не умеет формулировать требования и ставить перед разработчиком четкие задачи. В итоге задачи формулирует сам разработчик так, как ему это удобно.
  • Клиент выбирает дорогую качественную CMS, но экономит, нанимая слабого разработчика сайта. В итоге результат работы низкий, поскольку качество CMS - не единственный гарант качества сайта в целом.
  • Клиент выбирает CMS, не проведя самостоятельный сравнительный тест-драйв систем.
  • Самый известный и самый дорогой продукт — не значит самый удобный, эффективный и подходящий к конкретной задаче.

Можно выделить ряд объективных критериев, которые в совокупности стоит учитывать при выборе системы управления сайтом:

  • Стоимость
  • Юзабилити
  • Функциональность системы
  • Наличие оперативной и вежливой техподдержки

Кроме того, любой серьезный продукт имеет на своем сайте демо-версию или предлагает пользователям скачать и установить на своем компьютере локальную версию продукта для тестирования.

Стоимость

На рынке CMS нет жестких факторов ценообразования. Если коробка будет стоить 5-30 тыс. рублей, то внутренние системы компаний-разработчиков с тем же функционалом будут исчисляться в тысячах долларов. Цена коробочной системы не всегда в прямой зависимости с ее достоинствами и больше связана с маркетинговой активностью производителя продукта.

Выбирая между коробочной и внутренней системой, следует учитывать плюсы и минусы обоих вариантов.

Коробочный продукт

Популярные коммерческие коробочные системы, которые часто цитируются в специализированных СМИ: «1С-Битрикс», UMI.CMS, NetCat, S.Builder, ABO.CMS, Twilight и др.

Плюсы

  • отчуждаемость, возможность установки собственными силами;
  • наличие документации по системе как для пользователей, так и для разработчиков;
  • развитая служба технической поддержки;
  • развитые партнерские сети: при создании сайта, к примеру, на Урале, пользователь без проблем найдет техподдержку в своем регионе, не обращаясь в центральный офис разработчика.

Минусы

  • Коробки имеют типовой набор функционала и  менее пригодны для нетипичных ситуаций, чем индивидуальная разработка. 

Внутренние CMS

Принимая решение приобрести вместе с сайтом внутреннюю систему управления, вы должны быть на 100% уверены в своем разработчике, потому что, в случае проблем с системой, только он сможет вам помочь их разрешить.

Известные внутренние системы: RBC Contents, CMS ContentRight, DynaSite, Art-Publishing и др.

Плюсы

  • Возможность оперативного изменения и доработки под нужды каждого конкретного проекта: т.н. «кастомизация» функционала системы и ее интерфейсов;
  • Возможность интеграции с другими комплексными системами (например, информационными или бухгалтерскими).    

Минусы

  • Отсутствие документации;
  • Невозможность самостоятельного внедрения продукта (это прерогатива исключительно разработчика ПО);
  • При смене разработчика клиент несет определенные риски: внутренняя CMS способна развиваться только со своим производителем. Сложно представить ситуацию, когда посторонний веб-мастер сможет легко разобраться в чужом программном коде. Скорее всего, придется менять и CMS;
  • Сложности развития системы самим разработчиком. Внутренние системы постепенно отстают от «коробочных» по темпам своего развития, поскольку это развитие требует значительных инвестиций. Кроме того, уход ключевых разработчиков из компании часто ставит крест на дальнейшем развитии созданной ими внутренней CMS;
  • Внутренние системы, как правило, не лицензируются, поэтому нередко клиент приобретает «кота в мешке», попадая в зависимость от разработчика. Заключая договор с интернет-компанией, предлагающей внутренний продукт, настаивайте на том, чтобы к договору прилагалось подробное техническое задание, где в деталях бы описывался функционал и особенности работы системы.

За CMS можно и не платить, поскольку существует множество бесплатных CMS, которые постоянно дорабатываются и обновляются всеми желающими. Разделение систем по признаку наличия стоимости важно не только из-за выбора «платить или не платить», но еще и потому, что создателями бесплатных и коммерческих систем преследуются разные задачи: для одних это возможность самореализоваться, прославиться и профессионально развиваться, другие делают на этом бизнес — отсюда разные подходы к разработке и результат.

О выборе между коммерческой и бесплатной CMS рассказывается в одном из ранее опубликованных на CMSList.ru материалов.

Юзабилити

Памятуя о первоначальной цели создания CMS — облегчать жизнь пользователю — главным критерием выбора CMS вне сомнений можно считать юзабилити системы, которое помогает конечному пользователю максимально эффективно управлять сайтом, экономя время, деньги, силы и нервы.

Разработчики нередко забывают о главной задаче CMS. В итоге — на рынке множество продуктов, созданных «разработчиками для разработчиков», а владельцы сайтов вынуждены искать дорогостоящего специалиста по работе с CMS.

Таким образом, чтобы воспользоваться всеми преимуществами использования CMS на своем сайте, нужно обратить внимание на такой аспект, как удобство и простота освоения и использования системы.

Удобный интерфейс, рассчитанный именно на владельца сайта, сегодня редкое достоинство систем, представленных на рынке. Это подтверждают результаты сравнительного юзабилити-теста CMS, опубликованные ранее на CMSList.ru. В рамках сравнительного тестирования замерялось количество действий (кликов мышью) и времени, затраченного пользователем на достижение одинакового результата (добавление страницы на сайт) с помощью сравниваемых CMS. По результатам теста разница во времени и количестве кликов между лучшими и худшими показателями составила 3,5 раза, что говорит о серьезных различиях в удобстве ежедневного использования среди популярных CMS. При условии ежедневного обновления сайта эта разница выливается в экономию нескольких недель времени в год. Лучшие показатели теста у UMI.CMS, Twilight. Худшие показатели у1С-Битрикс" иS.Builder".

Функциональность

Коробочные продукты имеют, как правило, модульную архитектуру. В модуль объединен набор функционала, призванный решить конкретную задачу. К примеру, почти в любой системе можно встретить модуль новостей, модуль статистики или модуль форума.

Так, разработчики коробочных продуктов обычно предлагают несколько редакций своих систем, каждая из которых соответствует различным требованиям к функционалу. Самая простая версия, к примеру, может быть рассчитана на сайт небольшой компании, имея минимальный функционал в виде структуры, новостей, поиска и обратной связи.

Для торговых компаний, занимающихся продажей большого количества наименований продукции, необходима редакция, поддерживающая каталог. Если такая же компания примет решение заняться электронной коммерцией, продавая свою продукцию пользователям сети интернет, то тут будет необходима редакция, включающая в себя интернет-магазин.

Компания, которая намеревается создать информационный сайт в своем секторе экономики, должна обратить внимание на наличие функционала, поддерживающего новостные ленты, архив статей и подписку на новости.

Для интернет-магазинов требуются самые сложные и дорогие редакции, включающие в себя интеграцию с платежными системами, с программами управленческого, бухгалтерского и складского учета, а также поведенческие технологии, призванные повышать продажи с сайта.

Техническая поддержка

Наличие доступной, корректной, вежливой и оперативной техподдержки — важный критерий при выборе системы управления сайтом. Не бывает идеальных ситуаций, проблемы могут возникнуть у любого пользователя. И тогда очень важно вовремя и эффективно получить помощь: по телефону, на форуме, по ICQ, по e-mail. В случае с внутренними системами стоит также обратить внимание на сроки и стоимость (если она есть) внесения исправлений и доработок приобретенной вместе с сайтом CMS.

Основные игроки российского рынка коробочных CMS и их ключевые особенности

  ABO.CMS NetCat S.Builder Twilight UMI.CMS 1С-Битрикс
 Управление меню drug&drop
     

 WYSIWYG  



 Встроенный редактор изображений  




 Отмена внесенных изменений  




 Корзина (восстановление удаленных объектов)  




 Копирование объектов системы  




 Высокий уровень кастомизации (гибкость пользовательских настроек)  




 «Дружественные» URL (понятные адреса страниц)  




 Автокорректор URL  




 Поведенческие технологии  




 Мультисайтовость  




 Многоязычность  




 Программная платформа PHP5 PHP4 PHP4
Perl
PHP5
PHP4
 Цена минимальной редакции, руб. 8700 5880 6540 3750 2990 4900
 Цена максимальной редакции, руб. 4900 32200 44700 27000 29990 48900