Закажите сайт по телефону 8-800-5555-864

Три года в пути к Кнопке Счастья

Источник: CMSList.ru

Когда евангелисты и аксакалы Рунета рассуждают о светлом будущем человечества, они часто говорят о волшебной «Кнопке Счастья» и об интерфейсах, состоящих из одной такой кнопки. Еще мудрецы говорят, что на этой кнопке должно быть написано что-то вроде "сделать все хорошо". И любому пользователю понятно, что достаточно просто нажать на эту кнопку, и система сама сделает все хорошо. 

Мы рождены (три года назад), чтоб эту сказку делать былью. Сегодня, в честь дня рождения нашей компании, я расскажу, чем мы занимаемся в последнее время с точки зрения создания Кнопки Счастья.

Проектируя новую версию мы поставили перед собой две глобальных задачи, каждая из которых должна резко снизить все затраты (разовые и постоянные) как разработчиков, так и владельцев сайтов:

Задача 1. Первое знакомство с CMS

Добиться возможности самостоятельного освоения интерфейсов системы пользователем с базовыми навыками работы с ПК. Свести до минимума барьеры и скорость освоения основных действий по управлению контентом. Человек должен самостоятельно разобраться, куда ему нажимать, чтобы добавить новость или удалить раздел на сайте.

Задача 2. Ежедневное использование CMS. 

Свести до минимума количество элементарных действий пользователя (кликов мышью и потраченных секунд) в интерфейсе CMS для выполнения наиболее популярных типовых задач по управлению сайтом. 

Ниже рассказ о том, как мы решили эти важнейшие задачи.

Решение задачи 1. Увеличение скорости обучения новичка

Это очень важно, поскольку с неудобными CMS разработчики теряют деньги и время от ежедневных звонков клиентов с вопросами типа «Объясните еще раз — как нам на сайт новость добавить», «У нас поменялся маркетолог, научите нового» или «Я вчера весь день добавлял новые страницы на сайт, а сегодня их найти не могу, зачем вы их удалили?». Сотрудникам заказчиков свойственно всеми силами увиливать от обязанности управлять сайтом, а их боссу пытаться их заставить.

Большинство разработчиков CMS не знает, что CMS были придуманы для обычных пользователей, поэтому программисты делают их на свой вкус. Им нравится, что простым смертным это непонятно, что там много кнопок и настроек.

Когда редактор сайта впервые знакомится с такой CMS, в большинстве популярных продуктов его встречает интерфейс, состоящий из 15-20 кнопок, при нажатии на которые ему открывается новый выбор кнопок.

Несмотря на маркетинговые девизы таких продуктов, обычному человеку трудно разобраться с ними быстро, работать с ними просто, а значит, и использовать их эффективно. Впрочем, неудобство таких продуктов, вероятно, есть их осознанный выбор и бизнес-модель, ведь это дает возможность неплохо зарабатывать на обучении.

Чтобы не идти по этому пути, а предложить людям по-настоящему дружелюбный продукт, нам нужно было еще больше упростить интерфейс админской панели в Edit-in-place. Так мы пришли к интерфейсам, наиболее похожим на "Кнопки Счастья" из легенд, донесенных до нас евангелистами.

Панель редактора в Edit-in-place версии 2.8 стала выглядеть примерно так:

edit-in-place 

Мы предполагаем, что такой интерфейс позволит новичку самостоятельно и быстро понять, куда и когда нажимать, и какой результат ожидать.

Это значит, что всем, кто работает с UMI, не нужно тратиться ни на обучение новых сотрудников, ни на обучение клиентов - они все поймут сами. Это огромная экономия денег и нервов как для разработчиков, так и для владельцев сайтов.

Eye-Tracking

Чтобы убедиться в правильности наших шагов, мы прибегли к помощи наших партнеров — компании Ай-тракер и лично ее руководителя Дмитрия Богданова. Они занимаются юзабилити-исследованиями и тестированиями, и, по-моему, единственные в Петербурге обладают соответствующим оборудованием.

Когда минувшей осенью Дима приехал к нам впервые со своим железом с датчиками, мы провели первые испытания новых интерфейсов 2.8. Поскольку участники тестов видели UMI.CMS впервые, то eye-tracking должен был дать практический ответ на вопрос — как быстро пользователь обучится управлять сайтом самостоятельно, все ли он увидит и найдет.

Разработчики UMI столпились вокруг волшебного прибора за 30 тысяч евро, чтобы увидеть, куда же на самом деле смотрят люди и что они на самом деле видят. Это действо мне напомнило сюжет знаменитой картины Н.Копейкина "Металлурги и компьютер" :)

Bспытания интерфейсов 2.8 

Результаты первого тестирования прототипа 2.8 заставили нас сделать много новых выводов. Было принято решение переделать некоторые интерфейсы и алгоритмы. Заодно мы на тех же людях протестировали и другой продукт, тот, который "Быстро, просто, эффективно". Испытуемый не смог в нем выполнить аналогичное задание и через 15 минут отказался от продолжения (фрагменты роликов eye-tracking с этими экспериментами доступны по ссылкам).

Повторное тестирование мы провели в прошлую пятницу, в качестве участников тестирования выступили слушатели "Школы интернет-продюсеров", за что им отдельное спасибо.

Предлагаю вашему вниманию видеозапись двух простых тестов. В первом от участника теста требовалось переименовать раздел главного меню сайта, во втором опубликовать текст на заданной странице. На выполнение заданий ушло от 20 до 30 секунд. Красные пятна на экране это место, где в данный миг находится взгляд испытуемого.

Решение задачи 2. Выполнение типовых операций

Если понаблюдать внимательно за работой редакторов сайтов, мы заметим, что при управлении сайтами 95% времени они тратят на самые простые и базовые операции - добавление новостей, статей, разделов в структуре сайта, модерация блога и форума, заполнение товаров каталога. Аналогично, в автомобиле почти все действия водителя связаны с рулением и тормозами, а не с настройками басов в магнитоле.

Поэтому мы сосредоточились увеличении скорости выполнения этих базовых функций, требующих 95% затрат времени пользователя. Если сократить втрое время на выполнение постоянных задач, то производительность труда редактора тоже вырастет втрое.

То есть, один человек с удобной CMS будет делать такой же объем работы на сайте, как три человека с неудобной. Представьте экономию для бизнеса - например, заплатить за год 300 000 рублей за контент-менеджмент (абстрактная годовая зарплата редактора сайта + офисные и налоговые затраты) или 900 000 руб. (содержание трех редакторов) за тот же объем работы.

Для решения второй задачи и в качестве основной идеи дальнейшего развития EIP мы поставили возможность работать со всеми типами контента (управляемыми разными модулями) одновременно, за одну сессию редактирования и в любом месте сайта. То есть новости, названия разделов и структура сайта, цены и описания товаров каталога и т.д. и т.п. обновляются там, где отображаются, даже в результатах поиска. Это позволяет не гонять редактора сайта по разным модулям огромной админки и тем самым резко сократить затраты времени на работу.

Само редактирование контента организовано не с помощью всплывающих окон с многоэтапными "мастерами", а наиболее привычным людям способом - как в Word. То есть любая страница сайта (вне зависимости от объектов разных модулей ее компонующих) воспринимается пользователем как единый документ, как страница в Ворде с таблицами и картинками. Можно кликнуть в любую часть этой страницы и сразу (!) редактировать контент.

Выглядит это примерно так (разверните ролик на полный экран):

Все эти (и многие другие) удобные операции можно делать с ЛЮБЫМ сайтом под управлением UMI.CMS, начиная с версии 2.8, если Edit-in-place у сайта подключен разработчиками, что очень просто.

Наш путь 

Сейчас стал более понятен путь, которым мы идем, об этом нас часто спрашивают. Мы не будем создавать платные курсы по обучению пользователей двадцати кнопкам в панели управления. Мы не будем рекомендовать виртуальный хостинг за 1150 руб. в месяц. Мы не будем разрабатывать новые модули CMS, определяющие, почему CMS тормозит и этим тормозящие ее еще больше. И, кстати, мы не собираемся встраивать в нашу CMS антивирусы, пасьянсы, стеклянные бусы и кофеварки :)

Вместо этого мы продолжим развивать продукт, которым обычные люди хотят и могут пользоваться. Мы и дальше планируем предлагать меньше кнопок и больше счастья.

Спасибо всем партнерам и клиентам за поддержку и терпение! С днем рождения всех нас!